Целью данной статьи является ознакомление операторов электросвязи с
новым семейством продуктов для решения задач преобразования сигналов
соединительных линий, аналоговых речевых и дискретных сигналов в
цифровые потоки различных скоростей, и их передачи по медным,
оптоволоконным средам или радиорелейным линиям.
На XIV Международной выставке
«Связь-Экспокомм-2002» посетителям
и участникам экспозиции было представлено семейство оборудования
«Транспорт»,
линейка продуктов которого предусматривает возможность комплексного
подхода к вопросам, связанным с образованием каналов связи различной
структуры и их доставкой. Предприятием-изготовителем,
ЗАО «Русская
телефонная компания», разработано и производится оборудование для
решения целого ряда задач от первичного мультиплексирования в потоке Е1
до передачи сформированных групповых потоков в среде PDH на расстояние
до 180 км без регенерации.
Задача первичного мультиплексирования является для операторов
электросвязи пока еще актуальной. Для ее решения выпускается аппаратура
«Транспорт-30х4».
Она предназначена для гибкого конфигурирования 4 потоков 2048 кбит/с
(Е1) и 128 каналов различных типов по 64 кбит/с.
Оборудование может
применяться для:
- решения задач организации 3/4 – проводных соединительных линий (с
подключением непосредственно в ступень ГИ) аналоговых АТС с цифровыми
АТС по трактам Е1;
- уплотнения от 30 до 128 абонентских линий по трактам Е1;
- абонентского выноса цифровой АТС от 8 до 512 номеров по трактам
Е1 количеством до 4-х;
- кросс-коннекции канальных интервалов 64 кбит/с: кросс-коммутатор
позволяет скоммутировать любой вход одного из 128 канальных окончаний
или любой канал приема любого из 4-х потоков Е1 на любой выход одного
из 128 канальных окончаний или на любой канал передачи любого из 4-х
потоков Е1.
Интересной конструктивной особенностью оборудования является
возможность организации уплотнения от 30 до 128 абонентских линий по
1,2,3 или 4 трактам Е1. В пределе возможно уплотнение 128 абонентских
линий по 1 тракту Е1, что весьма актуально при нехватке кабельной
емкости. При этом, правда, необходимо учитывать, что при уплотнении
128 абонентских линий они не всегда могут говорить одновременно и
выделенные для уплотнения тракты используются по очереди для
организации связи всех абонентов. То есть, если все 30 каналов
ИКМ-тракта при этом окажутся занятыми, все остальные абоненты будут
получать звуковой сигнал «занято». Однако на практике вероятность того,
что все 30 канальных интервалов будут заняты, довольно мала.
Аппаратура работает по симметричным кабелям с входным
сопротивлением 120 Ом, с линейным кодом HDB-3, AMI. Это позволяет
использовать оборудование для встречной работы с уже установленной
аппаратурой типа
ИКМ-30-4, развивая уже имеющиеся сети или строя новые.
Линия предприятия-изготовителя на унификацию конструктивных
особенностей различных моделей оборудования «Транспорт» позволяет
организовать передачу выходных цифровых сигналов Е1 оборудования
«Транспорт 30х4» по оптоволоконному одномодовому или многомодовому
кабелю с длиной волны 0,85, 1,3 или 1,5 нм с помощью установки в каркас
(крейт) платы «Транспорт 8х30» или «Транспорт 32х30», которые сами по
себе является законченными изделиями. Таким образом, при организации, к
примеру, 240 соединительных линий с их передачей по оптическому тракту
потребуется 2 крейта
«Транспорт 30х4» с установкой в один
из них платы
«Транспорт 8х30» , или 480 соединительных
линий с установкой платы
«Транспорт 32х30».
Оба типа плат, обслуживающих соединительные линии, имеют защиту от
неправильного подключения и защиту от превышения тока занятия.
Продумана и возможность беспроблемного подключения к мультиплексору
соединительных линий и трактов ИКМ. Для этого используются широко
применяемые в современной аппаратуре разъемы DB-25 и DB-9. Следующий
тип оборудования,
«Транспорт 4х30», является
«логическим продолжением» первичного мультиплексора
«Транспорт
30х4», поскольку предназначено для передачи 4-х цифровых
потоков 2048 кбит/с (Е1), образованных им, в групповом цифровом потоке
между двумя пунктами связи по 2-м симметричным парам без регенерации.
Однако аппаратура может быть использована и для передачи потоков Е1,
взятых от какого-либо внешнего источника. Скорость группового потока
регулируется от 528 кбит/с до 8 448 кбит/с, что позволяет
организовывать прием и передачу цифровых потоков на расстояние от 12 до
4 км соответственно, в коде HDB-3. Таким образом, используя комплект
«Транспорт
30х4» с комплектом «Транспорт 4х30», можно получить
полнофункциональную систему передачи по медному кабелю, а с комплектом
«Транспорт
8х30» – по оптоволоконному.
Назначение оборудования
«Транспорт 8х30» было кратко
описано выше. В принципе,
«Транспорт 8х30» представляет
собой альтернативу классическим системам ИКМ-120 и ИКМ-480: для замены
аппаратуры ИКМ-120 потребуется одна плата
«Транспорт-8х30».
При этом можно получить дополнительно 4 свободных тракта. Для включения
стандартно требуется 2 оптических волокна, но при недостатке кабельной
емкости или для максимально «плотного» ее использования может быть
организована и работа по одному волокну на прием и передачу, с
использованием Y-образных оптических ответвителей. Тогда при замене
аппаратуры ИКМ-120 на
«Транспорт 8х30» можно по
существующим оптическим кабелям подключить дополнительно 12 трактов Е1.
Оборудование может включаться либо по схеме «точка-точка», либо
«кольцо», с включением в кольцо до 16 полукомплектов и вводом-выводом
до 8 потоков Е1.
Оборудование
«Транспорт 32х30» является платформой для
построения оптических сетей большой емкости, с передачей до 960 каналов
(32 потоков Е1) по кабельной структуре «точка-точка», «кольцо»,
«кольцевая линия», «два независимых кольца» в групповом сигнале 69, 632
мбит/с. Максимальная длина участка регенерации зависит от типа
оптического волокна и может достигать 150-180 км (например, при
использовании кабеля производства завода «Севкабель-Оптик» с
одномодовым волокном промаркированным буквами «С» и «Н»). При работе по
одному волокну могут быть также использованы Y-образные ответвители.
Любой из подключенных к аппаратуре первичных цифровых потоков 2048
кбит/с может быть скоммутирован пользователем с любым из 32 первичных
потоков 2048 кбит/с, передаваемых в групповом потоке по оптическому
тракту.
Оборудование серии
«Транспорт» отличает удобство
конструктивного исполнения: выпускается несколько типов корпусов,
которые унифицированы и используются для установки в них различных
моделей оборудования
«Транспорт». Все модели могут быть
установлены либо в крейт шириной 19” и высотой 6U (16 плат) , либо в
индивидуальный корпус шириной 19” и высотой 2U (2 платы). Исключение
составляет лишь
«Транспорт 30х4», для которого
используется только крейт 19”. Данные типы корпусов могут быть
оптимизированы и для установки в стойку СКУ (23”).
Оборудование
«Транспорт» отличает и такая немаловажная
деталь, как удобство управления. Наличие возможности системы
«Транспорт»
самостоятельно протестировать любой подключенный к ней тракт позволяет
оператору связи мобильно найти любую неисправность. Никакое
дополнительное измерительное оборудование при этом не потребуется. С
помощью персонального компьютера, подключенного к оборудованию
«Транспорт»
по порту RS-232, можно производить произвольную коммутацию подключенных
трактов, блокировку или разблокировку любого тракта, организовывать
служебную связь между полукомплектами аппаратуры и гибкое
конфигурирование системы (блокировка и разблокировка трактов,
установление шлейфов), изменять условия срабатывания аварийной
сигнализации- от ошибок по приему оптического тракта или любого из
электрических трактов, вести статистику ошибок, тестировать любой
тракт или оборудование, подключенное к нему, параметры образованной
линии связи, тестировать оптический кабель, обеспечивать подачу
информации о состоянии каждой платы на ПК. Управлять системами
«Транспорт»,
установленными удаленно, можно по модему. В случае эксплуатации
нескольких изделий в одном месте, их можно соединить по кольцу кабелем,
а далее кабель подключить либо к компьютеру, либо к модему. Такие
возможности позволяют создать единый центр по обслуживанию
оборудованием
«Транспорт».
Производители оборудования постарались учесть также и такие моменты,
оказывающие влияние на удобство использования оборудования, как
понятная пользователю маркировка плат, отражающая их назначение,
эргономичный и понятный интерфейс управляющих программ в среде “Windows”,
возможность изменения ПО под конкретные характеристики проекта, удобная
упаковка для транспортировки. Предприятием готовятся к выпуску
модификации аппаратуры для передачи широкого набора цифровых
интерфейсов и обеспечения работы по SDH.
Специалисты компании
«НТЦ Энергия» отмечают: несмотря на то, что
семейство оборудования
«Транспорт» появилось на российском
рынке сравнительно недавно, интерес операторов связи к этой аппаратуре
неуклонно растет. В немалой степени это объясняется отличным
соотношением параметров «цена/качество». Экономический эффект от ее
применения особенно ощущается, когда необходимо строить сети связи
большой емкости.
Таким образом,
«Транспорт» представляет собой
перспективное, современное оборудование и технологии, обеспечивающие
связистам максимальную отдачу от вложенных средств в будущем.